http://buybankloginscvv.ru Виды и формы наказания. Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе Условия использования методов наказания

Виды и формы наказания. Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе Условия использования методов наказания

Правильное наказание должно быть для ребенка логическим следствием его собственного поведения. Самый лучший, самый гуманный и эффективный метод наказания — естественный (еще его называют методом "естественных последствий", а впервые его описал Жан-Жак Руссо).

Естественное наказание срабатывает само собой: если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки. Правда, двухлетнему малышу еще не под силу установить связь между нежеланием надевать рукавички и тем, что пальчикам на улице стало больно от холода. Тем не менее, уже в раннем возрасте ребенок сталкивается с некоторыми неприятными последствиями своих поступков. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на этот факт, то есть связать для него причину и следствие. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно. Например, если он страдает оттого, что не может найти в общей "игровой" свалке любимую машинку, не спешите бросаться на поиски. Если до этого вы уже неоднократно пытались привлечь его к уборке игрушек, сейчас с полным правом можете сказать: "Видишь, как жалко, что машинка не находится. Вот если вечером ты все свои машины завезешь в гараж (то есть в ящик для игрушек или другое предназначенное для "автопарка" место), будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются".

Поначалу не рассчитывайте на безоговорочное понимание. После одного эпизода в детской не наступит вожделенный идеальный порядок. Однако такой образ действий намного лучше, чем типичный: сначала — ругань и скандал на тему "Вечно ты все теряешь! Не буду тебе больше игрушек покупать! И вообще сейчас все соберу и в помойку выкину!", а потом, без перехода: "Вот тебе твоя машинка! Сам зашвырнул, а мама ищи!", и под занавес — вы все равно ползаете на четвереньках и собираете игрушки, накапливая в душе злость и раздражение.

Постепенно ребенок сам учится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами. Он может сколько угодно возить по столу чашку, полную сока, и пропускать мимо ушей родительские замечания, типа: "Осторожно! Разольешь!" В лучшем случае он будет флегматично отвечать вам: "Не разолью". И продолжаться это будет до тех пор, пока он, наконец, не обольется с ног до головы хододным, липким соком. Как в данном случае поступить вам?!

Ваши действия могут быть следующими:

  • Хватаете малыша под мышку, несете в ванную, переодеваете, отмываете, вытираете. Эта процедура сопровождается, в зависимости от ваших личных пристрастий, привычек и состояния нервной системы, криком, шлепком, упреками или монотонной лекцией на тему: "Ведь я же тебе говорила! А ты маму не слушал!" и т. п. В завершение, скорее всего, вы поставите провинившегося строптивца в угол, лишите его сладкого, а вечером вместо сока дадите ему кипяченого молока. В дальнейшем всякий раз, когда пухлые шаловливые ручонки потянутся к той самой чашке, вы будете покрикивать: "А ну, не смей трогать! В прошлый раз уже доигрался! Хватит! Больше не позволю!"
  • "Облился-таки? Возьми, пожалуйста, тряпку и вытри поскорее пол, пока сок не высох, — потом трудно будет отмывать. Нет, извини, переодеть я тебя пока не могу — очень занята!" Все. Занавес.

Позвольте, скажете вы, а где ж тут наказание?!

А вы представьте себя в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Приятно? Не очень-то. Вот вам и наказание — вполне, между прочим, соразмерное "преступлению". А главное, естественно и логично связанное с ним, просто напрямую из него вытекающее. Если дитятко полчаса побудет в таком виде, испытывая ощутимый дискомфорт, это не причинит вреда его здоровью. Зато принесет определенную пользу, обогатив опытом. Скорее всего, не с первого раза, но достаточно быстро он усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно.

Для вас такой образ действий тоже намного предпочтительнее. Вы оградите себя от чувства вины, которое неизменно появляется после того, как мы устраиваем детям скандал, потому что не приходится ни кричать, ни шлепать, ни истязать нежную детскую душу долгими нравоучениями. Конечно, на деле и такая реакция осуществляется не так легко, как это описано в статье. Ведь ребенок наверняка не будет молча терпеть: он будет ныть, хныкать, жаловаться или выражать свои чувства более энергичным образом. Например, настойчиво будет требовать, чтобы его переодели и обязательно пожалели. Поэтому необходимо выдержать характер, запастись терпением и пережить эти шумные полчаса. Кроме того, если так же разумно, спокойно и последовательно вы будете вести себя во всех прочих подобных ситуациях, когда малышу случается провиниться, его реакция, скорее всего, не будет слишком бурной. Дети хорошо чувствуют справедливость.

Только не нужно акт педагогического мужества сопровождать многократно повторяемой присказкой: "Я же тебе говорила!" Это можно сказать один раз, причем не в упрек, не для подтверждения собственной правоты, а просто в порядке напоминания и закрепления полученной информации. В следующий раз, когда ребеночек пожелает развлечься с чашкой сока, не грех напомнить ему о "мокром деле". Но не для того, чтобы попрекнуть его и заставить испытывать чувство вины, а лишь для того, чтобы напомнить о возможных неприятных последствиях шалостей с посудой.

Инструкция по применению:

  • Разумеется, использование данного метода допустимо только в тех случаях, когда последствия совершенно безопасны для жизни и здоровья ребенка. Возможные травмы, пожары, наводнения не могут рассматриваться как полезные последствия детских провинностей.
  • Используя данный подход, не забывайте учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш уже способен сделать нужные выводы из истории с соком, но еще не готов правильно оценить последствия своего отказа от вкусной и полезной пищи, поэтому можно объяснять ему, что люди, питающиеся одними "Чупа-чупсами", в результате заболевают. Не стоит, правда, рассчитывать, что он быстро примет к сведению эту информацию, откажется от сластей и станет сам следить за своим сбалансированным питанием. Впрочем, подобная ситуация была бы нарушением и первого пункта, о безопасности.
  • "Естественное последствие" должно наступать как можно скорее после совершенного "противоправного" деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. Если он попробовал схватиться за горячий утюг и обжегся — для вас связь достаточно очевидна, но не забудьте объяснить все про горячие утюги малышу. По мере взросления ребенка интервал между "преступлением" и "наказанием" может увеличиваться.
  • Сводите к минимуму свою роль. Наказание на то и естественное, что "организовано" самой природой вещей, а не вами. Если вы будете принимать слишком деятельное участие в таком событии (подробно рассказывая, почему именно так не следовало поступать, подчеркивая, что вы сто раз предупреждали, обещая какие-то неприятности на будущее и т. д.), вы рискуете свести на нет всю ценность такой "воспитательной" ситуации. Внимание ребенка опять будет сосредоточено не на реальном событии и том опыте, который можно отсюда извлечь, а на вас — и, скорее всего, очень скоро проступок повторится вновь.
  • Наконец, непременно убедитесь в том, что ребенок на самом деле мог не совершать того, что совершил. Наказание должно быть справедливым. Если тот же сок разлит по неловкости, из-за того, что малышу действительно трудно было удержать в руках тяжелую кружку, то "состава преступления" здесь нет. В этом случае наказывать не кого и не за что, и вы с чистой душой можете переодеть ребенка в сухую одежду.

    Поиск конструктивного решения проблемы

    Очень хорошо, если естественное наказание сочетается с поиском конструктивного решения проблемы. Если ребенок своими неверными поступками загнал себя в сложное положение, можете быть уверены: он чувствует себя не слишком хорошо и испытывает те самые "естественные последствия", о которых мы уже поговорили. Усугублять это состояние, злорадствуя, напоминая о том, как неправильно он себя вел, ни к чему. Намного достойнее в этой ситуации протянуть ему руку помощи.

    Это вовсе не означает, что вы должны за него исправить последствия его проступка — это сделало бы ситуацию бессмысленной. Нужно, чтобы ребенок сам вынес из своей ошибки позитивный опыт преодоления трудностей, убедился, что может решить проблему, которую сам же и создал.

    Ваша помощь должна заключаться в том, что вы предложите ему: "Давай подумаем, что тут можно сделать. Получилось не слишком удачно, но ты наверняка можешь найти выход из этой ситуации". Можно подсказать ребенку несколько возможных вариантов решения проблемы, но выбрать должен он сам. Если он получил "двойку "за контрольную работу, вряд ли имеет смысл устраивать дома скандал по этому поводу. Если ребенок учится только под страхом родительского гнева, это означает лишь одно: в недалеком будущем он вообще учиться перестанет и вы уже не сможете заставить его.

    Специалисты, кстати, установили, что у самых отпетых двоечников, как правило, очень агрессивные родители. Когда их вызывают в школу, чтобы обсудить успеваемость их чада, они громко возмущаются, кричат и обещают "как следует всыпать" "этому негодяю". И будьте уверены, они не оставляют такое обещание невыполненным. Двоечников дома наказывают за "двойки", порой весьма сурово, но они почему-то не перестают от этого быть двоечниками!

    Все дело в том, что процесс учебы не имеет для этих детей никакого смысла, никакой ценности. Плохая оценка неприятна для ребенка лишь потому, что мать опять накажет. Поэтому все усилия будут направлены на поиск решения того, как избежать наказания. Можно спрятать дневник, сжечь классный журнал, попробовать куда-нибудь спрятаться от разгневанных родителей. Но к учебе все это не имеет никакого отношения!

    Поэтому даже маленького ребенка можно постепенно приучать к тому, чтобы он искал способ решения проблемы, а не возможность спрятаться от последствий.

    Психологи различают два мотива поведения: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Внешне два человека могут вести себя сходным образом, но мотивы у них разные. Один стремится решать возникающие проблемы, ищет ответы на вопросы, преодолевает препятствия, чтобы добиться своей цели. Другой осторожничает, все время пытается прокладывать свой путь таким образом, чтобы не было никаких препятствий. Такой человек тоже может добиться успеха, но это будет очень непрочное, неуверенное достижение.

    Какими бы предусмотрительными и осторожными мы ни были, никто из нас не застрахован от ошибок и неудач. А в любой проблемной ситуации человек, ведомый мотивом второго типа, беспомощно опускает руки.

    Выбор мотива, как вы уже наверняка догадались, происходит в детстве. И во многом определяется именно тем, как вели себя родители: наказывали и упрекали или помогали и поддерживали, поощряя поиск решений.

    Так что во многих случаях наказание вообще можно смело "пропускать" и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: "Давай подумаем, как это исправить?"

    Наказание по правилам хорошего тона

    Понятно, что метод "естественного наказания", каким бы хорошим он ни был, не всегда возможно применить. Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

    Наказывайте только за конкретный проступок

    Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано "наказуемое" поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

    А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы решения его проблемы.

    Важно не только следить за тем, чтобы ребенок соблюдал установленные правила. Гармоничное требует серьезной внутренней дисциплины, прежде всего, от родителей. Существуют "правила хорошего тона", принципы, которых родителям необходимо придерживаться, раз уж мы взяли на себя такую ответственность — "карать и миловать".

    Соблюдайте последовательность
    • Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас.
    • По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан.
    • Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!
    • Разумеется, ребенок не должен испытывать страх за каждое свое самовольное движение. Он просто будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что — нельзя. Конечно, он будет проверять, действительно ли запрет так строг, и в этих случаях придется, вероятно, его наказывать. А вот наказывать его за то, что он нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и несправедливо. В этот момент можно сделать лишь одно: объяснить ему, что он поступил неверно, и предупредить, что в следующий раз он будет за это наказан.
    • Давши слово — держись. Обещали — выполняйте, то есть наказывайте. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему — не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. "Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!" — в подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка. Для него ведь что сто, что сто один, что сто двадцать один — величины уже незначимые. Он вам попросту не верит, вот в чем беда. И если, например, в сто тридцать первый раз вы наберетесь решимости и, наконец, его накажете, он не поймет за что. Ведь до этого сто двадцать девять раз это действие проходило совершенно безнаказанно, а тут вдруг наказали...
    • Вот так, в результате родительской непоследовательности и непредсказуемости, ребенок становится тревожным, неуверенным в себе и в окружающем мире. Он уже не знает, чего от вас ждать. Две недели назад он отказался поцеловать бабушку, когда она с ним прощалась. Бабушка настойчиво пыталась обнять любимого внука, он вырывался на свободу, вопил и лягался, а мама сердито сказала бабушке: "Ну что ты его заставляешь? Видишь, он не хочет с тобой обниматься, ну так и оставь его в покое!" Неделю назад история повторилась, только мама сделала замечание самому ребенку, когда они уже вышли на улицу: "Надо же, какой ты у нас свободолюбивый! Ну что же это ты не захотел бабулю поцеловать на прощание? Она, наверное, расстроилась!" А сегодня, в точно такой же ситуации, он получил от мамы подзатыльник: "Ты как смеешь так обращаться с бабушкой?!"
    • И как это понимать, скажите на милость? За что был дан подзатыльник? Разве что-нибудь предвещало такое развитие событий? И откуда ребенку знать, что дело вообще не в его поведении, а в том, что две недели назад у мамы сильно болела голова и ей было все равно, кто и как себя ведет; неделю назад у мамы было неплохое настроение, только она была немного обижена на бабушку за какой-то пустяк; а сегодня поутру она здорово поссорилась с папой, потом потеряла любимую помаду, потом ей нахамила продавщица в магазине, и в результате мама только и мечтала, чтобы дать кому-нибудь подзатыльник, чтобы хоть немножко ослабить внутреннее напряжение?
    • В итоге ребенок остается в горьком недоумении, так как не до конца понял, обязан ли он целовать бабушку всякий раз, когда она об этом попросит. И вообще, должен ли он всегда позволять взрослым крепко обнимать себя, даже если ему этого очень не хочется? Можно ли кричать и лягаться, когда тебе неприятно? Есть ли какие-то более подходящие способы поведения в такой ситуации? Хорошо или плохо быть "свободолюбивым"? И что именно это означает?
    • Учитывая особенности детского мышления и активную работу воображения, к этому перечню может прибавиться еще сколько угодно вопросов и самых фантастических версий, объясняющих всю эту запутанную, совершенно таинственную историю с бабушкиными поцелуями и мамиными подзатыльниками...
    • И еще один немаловажный момент: наказание должно действительно вызывать у ребенка отрицательные эмоции. Речь идет не о том, чтобы вы специально выискивали у своего ребенка "болевые точки", а всего лишь о том, чтобы подход к наказанию был разумным. Нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет проводить свободное время перед телевизором.
    • Желательно, чтобы наказание было логически связано с проступком.
    • И всегда помните: лучшее, что вы можете сделать, — это помочь ребенку найти конструктивный выход из ситуации.
    • Наказание должно содержать в себе хотя бы какие-то возможности для обучения, овладения новыми, позитивными навыками.
    Будьте искренни

    Если уж наказывать — так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так и не иначе.

    Пожалуйста, не превращайте свой дом в сцену, а ребенка — в статиста, который обязан поддерживать ваше драматическое представление. Бывает, что родители заблуждаются, решив, что обдуманное, рациональное наказание — это нарочно изобретенная, тщательно срежессированная, "предпринятая мера".

    Ребенок, даже совсем маленький, мгновенно улавливает любую фальшь. И если вы начнете демонстративно ахать, преувеличенно удивляться или недоумевать, хвататься за сердце или пузырек с валокардином и совершать прочие показательные действия, это не послужит укреплению вашего авторитета и осознанию "преступником" всей тяжести своей вины.

    В отношениях с ребенком нет места каким-то ловушкам и трюкам. Поймите, от подобных спектаклей ему становится плохо. Просто плохо, без всякой дальнейшей пользы. Он видит, что вы играете какую-то роль, и испытывает неловкость за вас. Реальной же сути проблемы, ваших благих педагогических намерений, он все равно не уловит. Мама ведет себя странно, неестественно, нечестно, а зачем, почему — непонятно. Если вы хотите, чтобы ваши слова, ваши поступки (в том числе и наказания) ребенок принимал всерьез, ведите себя честно. Если вам что-то не нравится, если вы возмущены, раздражены, огорчены его деяниями — так и скажите. Искреннее выражение подлинных чувств обладает неизмеримо большей воспитательной ценностью, чем тщательно продуманные, спланированные и старательно разыгранные "выступления".

    Кстати, давайте уж сразу подробнее обсудим вопрос о "допустимой степени искренности". Он ведь не так прост и однозначен, как может показаться. Можно ли выражать любые свои эмоции, позволять себе всякую реакцию, когда речь идет о взаимодействии с ребенком? Попробуем разобраться.

    О допустимой степени наказания, или О криках и шлепках

    Разумные, справедливые, логичные, естественные наказания — как это прекрасно, как хорошо и правильно! Но что же делать, если вам до ужаса хочется вместо всех разумных рассуждений и обсуждений сделать лишь одно — разораться и отшлепать?

    "Физические наказания недопустимы!", "Крик — не метод воспитания!" — таких строгих и справедливых лозунгов полно в любой педагогической книжке. Несметное число кричащих и шлепающих родителей мучается от чувства вины, от сознания своей родительской "профнепригодности".

    А может быть, не надо мучиться? Недопустимость использования физической расправы и крика в качестве методов воспитания никто не оспаривает. Но мы с вами не всегда Воспитатели, а иногда еще и просто живые люди. Все живые люди различаются между собой, в частности, темпераментом. И если вы обладаете "взрывным" или просто достаточно эмоциональным темпераментом, то систематические попытки "держать себя в руках", не давая своим бурным чувствам выплеснуться наружу, могут привести вас к настоящему нервному срыву или к болезни. Например, постоянно подавляемый гнев может стать причиной развития гипертонии.

    Мы, конечно, говорили о том, что нельзя использовать ребенка в качестве "боксерской груши", срывая на нем раздражение. Это верно. Но если сам ребенок довел вас "до точки кипения", если ваша бурная реакция вызвана именно его поведением (а не проблемами в личной жизни, хамством в общественном транспорте или несправедливостью начальства на работе) — честное слово, вы имеете право крикнуть и даже шлепнуть.

    Это намного лучше и для самого ребенка. Самые тягостные детские воспоминания, самые горькие обиды и мучительные разочарования обнаруживаются у людей, воспитанных очень "правильными", крайне уравновешенными родителями-автоматами, которые периодически очень тихим и холодным голосом, с каменным лицом отчитывают провинившегося малыша. Или просто, в воспитательных целях, перестают разговаривать с ребенком, причем ледяное молчание может длиться днями и даже неделями.

    Это для ребенка и есть самое страшное. Ему кажется, что его бросили, от него отказались, он одинок. Он "неправильный", неподходящий, его презирают. Поверьте, он отдал бы все за простой, такой человеческий, шлепок или гневные крики, за которыми последуют бурное примирение и теплый мамин поцелуй. Если ребенку попало за дело, он не обидится (точнее, наверняка обидится именно в момент наказания, что совершенно нормально и правильно, но не затаит глубокой, разъедающей душу обиды на всю жизнь). Если же после этого вы чувствуете себя виноватым за свою несдержанность, ничто не мешает вам, успокоившись, попросить у ребенка прощения. Просто подойдите к нему и скажите: "Извини, что я на тебя накричала. Ты сделал то-то и то-то и настолько вывел меня из себя, что я не смогла сдержаться. Прости".

    Извиниться имеет смысл, даже если ребенок еще совсем маленький и, с вашей точки зрения, не может понять ваших объяснений. Пусть с раннего возраста он приобретает этот опыт, пусть он знает, что любой человек может выйти из себя. Ребенок может при этом понимать, почему и отчего произошла такая "вспышка", может потом успокоиться и критически посмотреть на свое поведение. Эмоциональный взрыв — не преступление, это изредка случается; но это и не норма поведения, не тот способ, которым можно выражать свои чувства всегда.

    У ребенка тоже бывают эмоциональные взрывы. Многие малыши проходят через целый период (иногда довольно продолжительный) детских истерик. Ребенку легче будет справиться с собой, научиться самоконтролю, если он будет видеть, что такоoe порой случается и со взрослыми.

    Все сказанное относится к эпизодическому, не слишком частому проявлению бурных чувств. Если же вы замечаете, что вас постоянно тянет кричать и шлепать, есть повод задуматься.

    Если ребенка шлепнула мама, которая в принципе никогда не поднимает на него руки, это окажется для него значимым событием, сообщением о том, что на сей раз он преступил границу дозволенного. Если на ребенка кричат раз в год, он хорошо запоминает, чего именно ему не следует делать.

    Если же на него кричат всегда, это не производит никакого впечатления. Вскоре ребенок и сам начинает кричать, вместо того чтобы разговаривать по-человечески.

    Если единственным способом убеждения родители считают подзатыльник, то и воспитанный таким образом ребенок не ищет других средств общения со сверстниками.

    Если родители злоупотребляют такими агрессивными "методами воспитания", то у ребенка даже не возникает идеи, что свои агрессивные устремления хорошо бы как-то контролировать, сдерживать, искать социально приемлемые формы для их выражения.

    Просто давить в себе гнев и раздражение — не выход. Этого нельзя требовать и от ребенка, и от себя. Если вы чувствуете, что не в состоянии справляться со своими негативными эмоциями, придется работать над собой.

    Во-первых, имеет смысл освоить хотя бы азы аутотренинга, некоторые приемы релаксации (расслабления). Можно придумать лично для себя какие-то "фирменные рецепты выпускания пара".

    Во-вторых, "лечить" нужно не только и не столько симптомы (в данном случае — плохо контролируемые всплески негативных эмоций), сколько саму "болезнь". Не стоит слишком полагаться на то, что вам поможет валерьянка. Хроническое раздражение, приступы гнева не существуют сами по себе.

    На все должна быть причина, и именно ее нужно обнаружить и устранить. Эту причину — психологический конфликт — не всегда удается определить самостоятельно. Помощь могут оказать психологи.

    В любом случае ребенок не должен страдать от внутреннего разлада и хаоса в душе родителей.

    Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

    • когда он болеет;
    • перед сном и сразу после сна;
    • во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
    • во время работы и игры;
    • непосредственно после душевной или физической травмы;
    • когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;
    • когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

    Что человек обижается он еще мал и не понимает.
    Пробовали садить на стульчик, но для ребенка это стало веселой игрой, вообще по себе помню что подобный тип наказания не эффективен, потому как воспринимается абсолютно позитивно.

    Хорошая статья. Только так сложно бывает выполнять эти рекомендации!!! Например, когда баловство с соком происходит в кафе, и не во что переодеться. Или когда следствие содеянного не очень трогает ребенка. например, при укладывании спать четырехлетнему человеку ну совершенно все равно оказывается, выспится он или нет, легко встанет утром или нет. Говори - не говори, бесполезно...

    Я тоже стараюсь придерживаться этих правил. Хотя бывает и не легко...

Изучали Добсон и Кэмпбелл.

1. Физические наказания представляют собой вариант физической агрессии - намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, низведение и унижение личности ребенка. Физические наказания представляют реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и являются абсолютно недопустимыми, будь то реальное действие или угроза физического наказания. Физические наказания становятся причиной значительного роста агрессивности, склонности к насилию и жестокости в отношении к другим людям.

2. Вербальная агрессия представляет собой достаточно распространенный вид наказания, проявляющийся в различных формах: порицаниях, упреках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке личности ребенка. Основное негативное последствие - нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Частое проявление вербальной агрессии, негативная оценка ребенка, «навешивание ярлыков» приводят к переживанию им чувства отверженности и нелюбви со стороны родителей.

3. Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик). Неконтролируемые аффективные вспышки родителя ведут к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Теряется авторитет родителя. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам.

4. Лишение родительской любви. Родитель в случае нарушения ребенком его требований демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Поведенческая форма этого вида наказаний представляет собой избегание контактов с ребенком (физического, деятельностного), стремление уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративную от него изоляцию. Вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Вместе с тем иногда подобная форма воздействия оказывается весьма эффективной.

5. Ограничение активности ребенка предполагает действия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребенка: поставить в «угол», запереть в комнате, в темном помещении, посадить дошкольника на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т.п. Вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций, страхи, фобии. В случае систематического использования такой вид наказания негативно отразится на развитии ребенка в целом.

6. Лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке). Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок. Например, подростку запрещается приходить домой позже 20 часов, хотя ранее он обладал привилегией возвращаться в 21 час.

7. Инициирование чувства вины . Выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Переживание вины не должно быть чрезмерным, не должно приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Главное - не превратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудностей и любой активности, где, как ему представляется, он может оказаться неуспешным. Наказание ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка.

8. Принуждение к действию . Родитель любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявление насилия и произвола со стороны родителя.

9. Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с непосредственными результатами своих поступков. В случае причинения какого- либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разлил - убрал, получил двойку - исправил, разорвал что-то - сам зашил). Этот вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Такое поведение ребенка лучше всего воспитывается в совместной деятельности со взрослым, демонстрирующим модели желательного поведения личным примером.

10. Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого. Этот вид воздействия может быть полезен, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.

11. Блокирование нежелательного действия применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных или духовных ценностей. Блокирование выступает в форме прерывания действия ребенка. Важно немедленно физически остановить действие.

12. Логическое объяснение и обоснование направлено на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей.

Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка.

Наказание не должно быть отложенным, поскольку отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию.

Не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми. Соблюдение тайны скорее будет способствовать тому, что проступок больше не повторится, потому что коммуницирует веру родителя в ребенка и случайность им содеянного.

Введение

Наказание - это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Наказание может выражаться и в форме приказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).

О возможности и даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский). Даже Б. Скиннер, один из основоположников теории воспитания как формирования поведения с помощью положительных и отрицательных подкреплений, выдвигает некоторые альтернативы наказанию в воспитании: вседозволенность, когда ответственность за поведение целиком перекладывается на самого воспитанника. А.С. Макаренко в этой многовековой дискуссии о правомерности использования наказаний вполне определенно сказал: наказание столь же обычный метод воспитания, как и все остальные. Без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечить педагогически оправданное его применение в разумном сочетании с другими методами.

Цель исследования : изучение наказания как метода педагогического процесса.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2. Изучить роль наказания в воспитании младших школьников.

Структура: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Наказание как метод педагогического процесса

Наказание

Тема "методы педагогического процесса" в педагогической науке всегда была объектом исследования, до сих пор она остается неразработанной проблемой. В нахождении правильных ответов о методах педагогического процесса исследователям мешают некоторые ошибочные подходы, которыми они руководствуются.

Большинство ученых почему-то разделяет мнение, согласно которому методом считается способ совместной работы учителя и учащихся. Некоторыми учеными методы педагогического процесса отождествляются с педагогическим процессом. "... На практике метод самостоятельной работы учащихся весьма мало распространен", - пишет доктор педагогических наук Калашников А.Г. В этой цитате автор самостоятельную работу ошибочно называет методом. А самостоятельная работа является синонимом понятия "педагогический процесс".

Некоторые ученые в объяснении методов руководствуются ошибочным принципом "сколько средств, столько и методов". Например, они выделяют такие, методы, как демонстрация кинофильмов, демонстрация плакатов, демонстрация схем...; выполнение упражнений, выполнение трудовых заданий в мастерских, написание сочинений...; работа с книгой, работа с журналом, работа с газетой и т.д.

В педагогической науке наблюдается необоснованная "специализация" методов. Группа ученых выделяют методы преподавания: а) физики; б) математики; в) истории; г) языка; д) литературы; е) музыки; ж) рисования и т.д. Ученые, изучающие теорию и историю педагогики, выдвигают методы: а) интернационального; б) патриотического; в) нравственного; г) умственного; д) трудового; е) эстетического воспитания и т.д.

На самом деле во всех случаях одинаково успешно могут применяться все объективно существующие в жизни методы. Специальных методов, присущих только какой-то области воспитания или к отдельному учебному предмету, нет.

Ошибочным является стремление ученых классифицировать методы педагогического процесса. Существует множество классификаций, которые, как правило, делаются в рамках таких крупных групп методов, как "методы обучения" и "методы воспитания".

По методам обучения, например, известны следующие классификации:

Первый вариант: словесные, наглядные, практические методы.

Второй вариант: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы творческой деятельности; методы закрепления; методы проверки знаний, умений, навыков;

Третий вариант: объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный); репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод (или эвристический); исследовательский метод;

Четвертый вариант: методы сообщения новых знаний; методы, используемые для приобретения новых знаний, закрепления и выработки умений и навыков; методы работы с техническими средствами обучения; самостоятельная работа; методы программированного обучения; методы проблемного обучения.

По методам воспитания учеными делаются следующие классификации:

Первый вариант: методы убеждения (фронтальная беседа с учащимися, лекция, дискуссия, требование); методы организации деятельности учащихся (упражнения, поручение, приучение); методы стимулирования поведения учащихся (соревнование, поощрение, наказание).

Второй вариант: методы формирования сознания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

Вышеперечисленные свидетельствуют об отсутствии в педагогике научной концепции методов педагогического процесса. В науке и в обиходе встречаются понятия "методы обучения", "методы воспитания", "методы познания", "методы преподавания", "методы учения", "методы исследования", "методы педагогического процесса". Наиболее удачным и правильным считается последнее из них.

"Методы педагогического процесса" включают в себя все названные понятия. Методы - это способы передачи и усвоения содержания педагогического процесса.

К методам педагогического процесса относятся: объяснение, рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, Синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, повторение, корректировка, устранение, воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, компромисс, регламентирование, разрешение, запрет, "подкуп", "захват в плен", рикошет, бумеранг, требование, надзор, агитация, диагностирование, внушение, доверие, подозрение, шантаж, "вхождение в роль", "слепота", акцентирование, направление внимания, рекомендация, задавание вопросов, специальная ошибка, саморазоблачение, создание препятствий, юмор, ирония, успокоение, сожаление, устыжение, обвинение, осуждение, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, преследование, прощение, наступление, унижение и оскорбление, устрашение, отпор, обман, торможение и т.д. (9, С.90-97).

Выбор того или иного метода зависит от конкретной обстановки, которая, как правило, обусловливается уровнем развития ученика, содержанием педагогического процесса, подготовленностью учителя к применению того или иного метода и т.д.

Одним из методов педагогического процесса является наказание -- торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Если после наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя -- наказание применено несправедливо или технологично неправильно.

П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание.

Детский психотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующие рекомендации:

ь наказание не должно вредить здоровью -- ни физическому, ни психическому;

ь если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;

ь за один раз -- одно наказание; наказание -- не за счет награды;

ь срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

ь ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать) от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);

ь нельзя унижать;

ь наказан -- прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему ни себе. (7, С.77-85)

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Надо отметить, что любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где ив чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания, ни физического, ни морального. В наказании не может быть подавленности, только переживание отчужденности, но временное и не сильное.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.

Рассмотрим условия, при которых возможно использование наказаний в воспитании школьников.

Сочетание требовательности с уважением к ученику. В основу применения наказаний в школе положено требовательное, но вместе с тем чуткое и внимательное отношение к личности. При применении наказаний педагоги руководствуются принципом: как можно больше требовательности и как можно больше уважения к ученикам. Они стремятся объективно разобраться в совершенном поступке и справедливо, заслуженно наказать виновного. Какой бы поступок ни совершил тот или другой ученик, не следует, оскорблять его, унижать человеческое достоинство. Целесообразно умело и тактично указать на недопустимость недостойного поведения.

В основе воспитания в школе лежат любовь и уважение к детям. Но любить и уважать детей -- это не значит баловать их, постоянно доставлять удовольствия. Любовь к детям важно сочетать с высокой требовательностью. Требовательность предполагает применение в необходимых случаях различных мер наказания.

Наказание, разумеется, не может сопровождаться оскорблением. Оскорбленный ученик считает, что его незаслуженно, обидели, он озлобляется. Окрики и нотаций на-учащихся не действуют. Они нередко приводят к конфликтам между учителем и учащимся. Конечно, учитель -- живой человек, он имеет право на гнев, но не на злобу и оскорбление достоинства ученика. Наказание имеет смысл только в том случае, если учащийся переживает свою вину.

Если ученики знают, за что и почему они наказаны, они яснее представляют пути устранения недостатков. Поэтому, прежде чем наложить взыскание, следует поговорить с учеником, потребовать от него объяснения по поводу совершенного проступка, выяснить мотивы, побудившие его совершить проступок, и обстоятельства, при которых он был совершен. Плохо, когда некоторые педагоги подходят к выбору мер наказания бездумно, механически.

Справедливое и осознанное наказание рассматривается школьником как необходимое средство поддержания дисциплины и порядка в школе. Поэтому опытные педагоги стремятся к тому, чтобы ученик испытывал чувство стыда за совершенный поступок и сознательно старался исправить свое поведение, преодолеть недостатки.

Наказания, как правило, применяются индивидуально по отношению к действительным виновникам. Опыт показывает, что наказание всего классного коллектива или группы учащихся за нарушение порядка не достигает цели. Учащиеся в таких случаях покрывают нарушителей. У них развивается чувство круговой поруки и неприязни к педагогам, которые наказывают не только нарушителей дисциплины и порядка, но иногда и неповинных в этом учеников.

Чтобы наказания были справедливыми, необходимо наказывать лишь непосредственных виновников, совершивших тот или иной проступок. Иногда в старших классах, в хорошо организованном коллективе возможно применение наказаний по отношению к ученикам-активистам, которые отвечают за организацию какой-либо работы. Так, за плохую организацию дежурства по школе можно наказать не самих дежурных, а старосту класса,

Эффективность наказания в значительной мере зависит от авторитета воспитателя. Если учитель не пользуется авторитетом и доверием, то его замечания и порицания не дают нужных результатов.

Соблюдение педагогического такта. Воспитательный эффект наказания в значительной мере зависит от такта учителя, от его подхода к каждому ученику. Опытные учителя, наказывая ученика, не допускают резкости и грубости, унижающей человеческое достоинство. Они умело ориентируются в обстановке, сложившейся в связи с нарушением норм и правил поведения, и разумно применяют необходимые меры наказания.

Не оскорбляя личного достоинства ученика, следует вместе с тем в категорической форме осудить недостойное поведение и потребовать изменить его. В отдельных случаях замечание приобретает характер коллективного воздействия. Его объявляют на собрании класса, на пионерском сборе или на собрании комсомольцев. При этом условии воспитательная роль замечания повышается.

Иногда во время урока, на экскурсии или прогулке ученики проявляют неорганизованность, нарушают дисциплину и порядок. Может ли учитель или классный руководитель не замечать это? Конечно, нет. Можно сделать замечание всему классу. Правда, опытные воспитатели не злоупотребляют этим. Ведь в классе есть ученики, не виновные в нарушении дисциплины и порядка. Поэтому замечание обычно адресуется не ко всем ученикам, а лишь к провинившимся. Конечно, иногда нелегко их выявить. Но если класс представляет собой дружный коллектив, учащиеся сами назовут нарушителей дисциплины и вместе с учителем осудят их недостойное поведение. Такое коллективное замечание будет более эффективным.

При осуждении отрицательных поступков следует осуждать конкретный поступок, а не личность в целом. При разрешении конфликтов между учащимися и учителями не следует во всех случаях исходить из того, что «учитель всегда прав». Иногда учителя проявляют бестактность по отношению к учащимся, несправедливо наказывают их.

Иногда ученики допускают неоднократные нарушения дисциплины и не проявляют необходимых усилий к своему исправлению. Их можно вызвать на педагогический совет для внушения. Там они объясняют свое поведение, выслушивают советы учителей, директора школы, представителей родительской общественности. Эта мера оказывает большое воспитательное воздействие. Даже те ученики, которые не поддаются воздействию со стороны учителя или классного руководителя, после вызова на педагогический совет ведут себя лучше.

Нередко учащихся вызывают на заседание педагогического совета лишь для того, чтобы добиться от них признания вины и обещания исправиться. Конечно, это имеет некоторое значение. Но нельзя ограничиваться лишь этим. Важно внушить, что ученик нарушает свой долг, что его поведение подрывает честь школы. Не менее важно показать провинившемуся пути исправления поведения.

Опора на ученический коллектив. Опытные педагоги, применяя наказания, опираются на помощь и поддержку ученического коллектива. Хороший коллектив обычно осуждает неправильные действия своего товарища. Это осуждение весьма эффективно. Педагогу в этом случае нет надобности применять серьезные наказания. Он может ограничиться простым замечанием. Встречаются ученики, которые и после этого не обнаруживают желания исправиться, продолжают нарушать дисциплину. По отношению к. ним применяются более серьезные меры наказания (выговор, вызов на педагогический совет).

Если наказание поддерживают все учащиеся, оно оказывает сильное воздействие на провинившегося ученика, конечно, при условии, если он дорожит мнением коллектива. Отдельные случаи нарушения дисциплины нередко передаются на рассмотрение органов ученического коллектива. Как бы ни был запущен в воспитательном отношении ученик, он не может не считаться с мнением товарищей.

Назначение наказания как средств педагогической коррекции, осуществляемой в системе воздействия, заключается в том, что бы поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданным направлением. Специфика самого явления педагогической коррекции состоит в следующем. Благодаря воздействиям, осуществляемым в различных формах педагогического требования, складывается определенный стереотип взаимоотношений. Стереотипность привычность этих взаимоотношений обладают большой устойчивостью. Именно поэтому в ситуациях, диктующих необходимость внесения определенных быстрых изменений в характер этих взаимоотношений, действий в формах педагогического требования оказывается недостаточно, и используются соответствующие наказания.

Воздействия, осуществляемые в различных формах перспективы, формируют определенные отношения воспитанников к различным видам деятельности, организуемой педагогами. Стереотипы этих отношений характеризуются определенными правами и обязанностями детей и подростков в тех видах или иных видах деятельности. И опять-таки, для того чтобы внести заметные изменения в эти отношения, бывает необходимо использовать соответствующие наказания.

Наконец, важнейшим регулятором, определяющим устойчивое отношение того или иного школьника к самому себе, его психическое состояние, является воздействие общественным мнением коллектива. Это большая нравственная сила, которая при правильном руководстве способна творить настоящие чудеса. И здесь также бывают ситуации, в которых надо добиться резкого изменения отношения учащегося к своему поведению, а, следовательно, изменения общественного мнения коллектива. Условием этих изменений также являются отвечающие их особенностям наказания.

Говоря в целом, наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены .

Несмотря на кажущуюся простоту методы наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения наказаний. Легко установить, что означает слово "технология", образованное от латинских слов "техне" - искусство, мастерство, ремесло и "логос" - наука. До последнего момента "интеллектуальные производства", в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии. Современная педагогическая теория, "созревшая" для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм.

Перед тем как перейти непосредственно к технологии применения поощрения и наказания рассмотрим общие правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности наказания :

  • 1. анализ конкретной ситуации должен подсказывать педагогу необходимость внесения таких корректив во взаимоотношения с данным воспитанником, в его права и обязанности, которые могут быть достигнуты лишь с помощью наказания.
  • 2. планируемым воспитательным результатом использования наказания должно быть известное движение школьника в целом нравственном отношении. Помочь ребенку, подростку выбрать правильную линию поведения в сложной ситуации - вот основное назначение наказания как средств педагогического стимулирования.
  • 3. по своему содержанию и характеру наказание должны отвечать содержанию и характеру тех педагогических требований, которые являются наиболее существенными для работы с данной возрастной категорией воспитанников, с данными конкретными детьми.

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания - конфликтная ситуация. Не правильно сводить причины всех возникающих в процессе воспитания конфликтов к ошибкам педагогов. Практика свидетельствует о том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей и подростков, между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться источником конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своего развития, но и в развитом, вполне сформировавшемся коллективе, обладающем сильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напортив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми следует считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказания. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

  • 1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.
  • 2. Наказание, справедливо налагаемое любимымавторитетным учителем , производит обычно весьма положительное действие на ребенка . Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
  • 3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.
  • 4. Не рекомендуется применять групповые наказания . В хорошо организованных коллективных за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
  • 5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. То есть здесь действует принцип: "опоздал с наказанием - не наказывай".
  • 6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула "проступок - наказание" должна соблюдаться неукоснительно.
  • 7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.
  • 8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.
  • 9. Наказание - сильно действующий метод . Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • 10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
  • 11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
  • 12. Наказание требует педагогического такта , хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, важной специфической особенностью наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как осуждение.

Осуждение и другие формы требования, включающие в себя элемент этической оценки поведения воспитанника, используются педагогами буквально на каждом шагу, повседневно. Поощрение же и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения известных изменений в права и обязанности воспитанников в коллективе, в их взаимоотношения. В значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качеств.

Так же, необходимо сказать, что этическое содержание наказаний в воспитании детей лежит не в самих мерах воздействия, точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу, если он руководствуется благой целью.

Они используются для коррекции и регулирования поведения и деятельности учащихся в процессе формирования у них личностных свойств качеств.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личном общении. В противоположное этому осуждение выражается в неодобрении, порицании и отрицательной оценке неблаговидных действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам поведения.

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают учащихся при их применении. Одобрение, как правило, вызывает чувство удовлетворения (радости), прилив бодрости энергии, что стимулирует учащихся к дальнейшему совершенствованию своего поведения и деятельности. Осуждение возбуждает внутренние противоречия, чувство раскаяния стремление к преодолению допущенных недостатков, к выработке умения сопротивляться Нездоровым соблазнам и тормозить неблаговидные действия и поступки.

Использование каждого из этих методов воспитания требует от учителя такта, уважительного отношения к учащимся и определенного педагогического искусства. Средствами метода одобрения являются следующие виды или меры поощрения: личная похвала учителя; устная благодарность; благодарность в приказе по школе; награждение ценными подарками, похвальными грамотами, медалями по окончании школы.

Средствами (мерами) осуждения выступают: замечание педагога; устный выговор; предложение учащемуся встать у парты (стола); выговор в приказе по школе; вызов для внушения на педсовет; перевод в другой параллельный класс или в другую школу по согласованию с местными органами образования; направление в школу для трудновоспитуемых.

Одобрение и осуждение только тогда достигают цели, когда при их использовании учитываются особенности характера учащегося, мнение класса и осуществляется тактичный анализ поступков и деятельности школьников. Нельзя также слишком часто прибегать к применению этих методов воспитания, иначе они станут привычными и перестанут оказывать влияние на учащихся.

Требование как метод воспитания выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины. Средствами применения этого метода являются просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания, если они используются в духе благожелательности, уважительности, гуманности.

Педагогическое требование мобилизует ребенка, сразу включает в деятельность.

Принято условно различать индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллективное (идущее от коллектива, сообщества). В качестве коллективного требования в воспитании «работают», например, Устав школы, Устав университета, клятва скаута, заповеди дежурного.

Индивидуальное педагогическое требование широко используется в воспитательном процессе и поэтому по форме очень разнообразно: это и прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.

Любопытно присмотреться к «лестнице требований», описанной А. В. Зосимовским:

· слабое требование - напоминание, просьба, совет, намек, порицание;

· средняя форма требования (ярко выраженная категоричность, жесткость, не опирающаяся, однако, на какие-либо особо сильные репрессивные меры) - распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение;

· сильная форма требования (наибольшая степень категоричности и строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций) - требование-угроза, приказ-альтернатива.

Нетрудно заметить, что в жизни воспитательный результат от сильной формы требования может быть ничтожным или просто отрицательным. Ведь самые категоричные, прямые высказывания - это прямое навязывание ребенку нашего отношения, взгляда, желания.

Более того, прямая форма требования - трудный метод и должен использоваться взрослыми с большой осторожностью.

Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремлений учащихся на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения, и таким образом создаются положительные психические переживания и установки. «Детская драчливость, даже капризы, - писал Альберт Петрович Пинкевич, - в большинстве случаев ничего «ужасного» не представляют, нужно только суметь направить энергию в другое русло. Наступательные инстинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте; в старшем возрасте - в занятиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсутствие наступательного инстинкта у ребенка в первые годы его развития должно нас беспокоить, чем его присутствие».

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за деятельность и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения, а также к выполнению предъявляемых требований. Средствами осуществления контроля являются наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины, отчеты учащихся на классных собраниях своем поведении и др.

Метод наказания

Наказание - метод, выражающийся в неодобрительной оценке гадательных поступков и деятельности детей. Наказание побуждает задуматься над собственными отрицательными, негативными посылами, понять их неблаговидность, развивает умения в дальнейшем сдерживать такие поступки. Наказание вызывает чувство неудовольствия, иногда страдание, сильно и неоднозначно действует на сознание поведение личности. Именно поэтому этот метод вызывает противоречивые суждения педагогов. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) считал наказания, в том числе, и физические, необходимым средством управления детьми. Другим средством управления, по мнению Гербарта, являются угрозы, приказания, запрещения, запись штрафную книгу. И только как вспомогательные средства, выступает авторитет педагога и любовь.

Ж.Ж. Руссо, французский философ и педагог (1712-1778), разрабатывая теорию «свободного воспитания», отрицал все виды на-зания, кроме наказаний, как естественных последствий поступка (Эмиль разбил окно. Не вставляйте его, пусть ребенок почувствует негативные последствия своего поступка; Эмиль сломал стул, не надо покупать новый, пусть поймет как неудобно обходиться без стула и т.д.).

Л.Н. Толстой, великий русский писатель и педагог, тоже выступал против принуждения в воспитании, и, следовательно, наказания. Он с горечью пишет о том, как в Яснополянской школе, он наказал мальчиков (по предложению ребят), пришили им ярлык с надписью «вор» или «лгун». Ребята смотрели на наказанных со злой радостью. Наказанные страдали, плакали. Л.Н. Толстой пишет о своих тяжелых переживаниях в связи с этим наказанием: «Я взглянул в лицо наказанного, еще более бледное, страдающее и жестокое, вспомнил почему-то колодников, и мне вдруг стало совестно и гадко, что я сдернул с него глупый ярлык, велел ему идти, куда он хочет, и убедился вдруг не, умом, а всем существом убедился, что я не имею права мучить этого несчастного ребенка, и что я не могу сделать из него то, что бы и мне и дворникову сыну хотелось из него сделать».

Мнения педагогов разделились и в 20-е годы XX века. Так, Н.Д. Виноградов в книге «Педагогика. Основные проблемы и принципы» (М.: Мир, 1922) утверждал, что детскую нравственность можно воспитать только путем подавления их необузданного поведения.

Представители теории свободного воспитания (например, К.Н.Вентцель), утверждали, что детям нужно предоставлять неограниченную свободу.

А.С. Макаренко, выступая против крайностей обеих теорий, высказал мысль, что если наказание воспитывает раба, то безнаказанность воспитывает хулигана. В его воспитательных учреждениях для воспитанников существовали такие виды наказания,- как замечание, выговор, обсуждение поступка на общем собрании колонистов, лишение карманных денег, билета в театр, выхода в город, легкий труд (убрать пыль в зале, подмести дорожки в саду и т.д.), для колонистов же существовала единственная форма наказания - «арест» (провинившийся проводил определенное время за столом директора в его кабинете). Самым тяжелым видом наказания было изгнание из колонии, которое случалось крайне редко.

Этот краткий экскурс в историю педагогики показывает, что, несмотря на попытки педагогической теории отказаться от наказания, в практической деятельности оно существовало. И здесь уместно привести справедливые размышления С.И. Гессена о том, что наказание не обладает исключительной силой и не является панацеей от всех бед. К наказаниям часто прибегают учителя, когда нет времени, нет интереса к детям. «Взыскать и наказать за содеянный дурной поступок гораздо легче, чем правильным воспитанием предупредить совершение этого поступка».

Американские психологи: Маслоу и Роджерс считают, что внимательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания: главное - убедить школьников в их человеческой ценности.

Анализ различных воспитательных концепций и обобщение практического опыта школ позволяет сделать вывод, что наказание не является основным методом воспитания и самовоспитания. Однако, наказания, являясь дополнительным методом воспитания, могут быть допустимы, если к этому побуждает сложившаяся обстановка или негативное поведение воспитанника, если другие методы не дают положительного результата. Наказание напоминает учащимся об их ответственности за свое поведение, помогает воздерживаться от отрицательных поступков, различать «что такое хорошо» и «что такое плохо», способствует развитию нравственного самосознания. Формы наказания, применяемые в школах и семьях, разнообразны. Прежде всего, это предупреждение учителя, замечание, как словесное осуждение поступка, сделанное наедине или перед классом. Замечание может быть сделано и классу в целом. Однако, замечания не должны быть частыми и не должны унижать достоинство ученика, оскорблять его. Р.Берне говорит о губительном действии на ученика таких реакций учителя, как гримаса недовольства, презрительное высказывание, демонстративное игнорирование. Более высокой ступенью осуждения негативных поступков является выговор, который делается после нескольких замечаний (если они не подействовали) или после совершения серьезного поступка (ученик обидел сверстника, нагрубил учителю.

Некоторые правила применения наказания:

Основное правило, по утверждению С.И. Гессена: «Наказание должно носить характер правового акта и быть результатом справедливого и беспристрастного приговора».

· Наказание должно следовать после обсуждения поступка, выяснения мотивов поступка, обстоятельств, при которых он был совершен.

· Смысл наказания - не в устрашении, а в охране права самого виноватого и других учащихся.

· Наказание должно способствовать поддержанию авторитета школы и учителя.

· Физическое наказание недопустимо, так как оно лишено моральной убедительности, заменяя ее грубым физическим насилием и вызывает чувство страха, боли и унижения.

· Недопустимы наказания, оскорбляющие личность ученика: брань, позорящие надписи, предписание бесполезных и бессмысленных действий.

Наказание предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Повышенная раздражительность, неуравновешенность учащихся может спровоцировать необдуманные поступки (упрямство, уход из школы и др.), которые могут быть спровоцированы наказанием.

Гуманистическая педагогика утверждает, что наказания следует применять возможно реже. Ведущими методами воспитания являются методы убеждения и организации жизнедеятельности учащихся. Это ставит перед учителем задачу овладеть искусством комплексного использования всех методов и средств воспитания в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяются в совокупности, в умелом сочетании друг с другом. А.С. Макаренко писал: «...Никакое средство нельзя рассматривать дельно, вне системы. Никакое средство вообще, какое бы взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целого комплекса влияний».

Стили воспитания

Авторитарное воспитание - тип воспитанияпедагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, со­ветуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их по­ступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятель­ности и поведении такого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.